Подведены итоги публичных слушаний по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»
19.11.2024
Законодательное Собрание Ростовской области сообщает, что в соответствии с частью 8 статьи 58 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и Областным законом от 14 сентября 2011 года № 666-ЗС «О публичных слушаниях по проектам областных законов об областном бюджете и об отчете об исполнении областного бюджета» распоряжением Законодательного Собрания Ростовской области от 31 октября 2024 года № 227 были назначены публичные слушания по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
12 ноября 2024 года в конференц-зале Правительства Ростовской области, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112, в 15.00 состоялись публичные слушания по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
В публичных слушаниях приняли участие 327 человек.
Открывая мероприятие, Председатель Законодательного Собрания Ростовской области А.В. Ищенко подчеркнул, что закон о бюджете – это главный документ года, определяющий перспективы жизни нашего региона.
Закон о бюджете – это главный финансовый документ года, определяющий перспективы жизни нашего региона.
От степени вовлеченности в бюджетное проектирование депутатов Законодательного Собрания, представительных органов муниципальных образований, экспертов, общественных организаций зависит, в конечном итоге, насколько благополучным будет самочувствие каждого жителя Ростовской области. Именно поэтому проведение публичных слушаний предусматривает гласность и учет предложений самого широкого круга граждан и организаций.
Сегодня в нашей стране во всех без исключения сферах жизни происходят преобразования, идёт естественный процесс консолидации вокруг главного – вокруг защиты национальных интересов России. И бюджет страны, и бюджет Ростовской области нацелены на стабильное и успешное развитие.
Законопроектом предусмотрены достижение нашим регионом национальных целей развития и обеспечение социальных обязательств перед жителями Донского края.
Областной бюджет должен обеспечить эффективность экономики, реализацию общественно-значимых инфраструктурных проектов.
В приоритетном порядке должны решаться вопросы поддержки многодетных семей, защиты материнства и детства и обязательно – военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции, и членов их семей.
Безусловно, проект бюджета на 2025–2027 годы имеет свою специфику.
Особенностью бюджетной политики Ростовской области на 2025–2027 годы является формирование областного бюджета с учетом реализации новых национальных проектов.
Основные ориентиры новых нацпроектов сконцентрированы по-прежнему на вопросах народосбережения, укреплении здоровья, повышении благополучия людей, реализации потенциала, развитии талантов каждого человека, а также формировании комфортной и безопасной среды для жизни.
Каждое обращение жителей области, каждый поставленный нашими избирателями вопрос становятся основой для дальнейшей работы с бюджетом.
Понятно, что бюджет – это не статичный документ. В течение всего финансового года будут вноситься предложения по его изменению, исходя из возможностей пополнения собственных доходов Ростовской области и поддержки, оказанной федеральным центром.
Проведение публичных слушаний дает возможность учесть предложения и позицию представителей различных общественных и отраслевых групп и в итоге сформировать сбалансированную финансовую модель стратегического развития Ростовской области на ближайшие три года.
В докладе заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Л.В. Федотовой, содокладе председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области В.И. Хрипуна и выступлениях членов Правительства Ростовской области было отмечено, что проект областного закона «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» подготовлен на основе прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2025–2027 годы, утвержденного распоряжением Правительства Ростовской области от 19 июля 2024 года № 544, основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области на
2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов с учетом основных приоритетов, обозначенных Президентом и Правительством Российской Федерации, ключевых задач, поставленных Губернатором Ростовской области.
Подготовка законопроекта осуществлена в соответствии с Областными законами от 10 мая 2012 года № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» и от 26 декабря 2016 года № 834-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области».
Бюджетная и налоговая политика Ростовской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов будет соответствовать основным подходам, реализуемым в 2024 году с учетом эффективного расходования бюджетных средств, оптимизации и переформатирования расходов областного бюджета, создания дополнительных резервов для обеспечения приоритетных и непредвиденных расходов, включая мероприятия, связанные с проведением специальной военной операции.
Безусловным приоритетом является выполнение социальных обязательств перед гражданами, обеспечение социальной стабильности и одновременное последовательное решение задач по модернизации экономики и инфраструктуры для поддержки предприятий и бизнеса.
Особое внимание будет сконцентрировано на достижении целей национального развития посредством реализации региональных проектов, интегрированных в структуру государственных программ Ростовской области.
Параметры областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов сформированы на основе второго (базового) варианта прогноза социально-экономического развития Ростовской области на
2025–2027 годы с учетом предусмотренных основных показателей развития экономики.
Налоговая политика Ростовской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов ориентирована на сохранение бюджетной устойчивости, достижение необходимого объема бюджетных доходов, а также поддержку предпринимательской и инвестиционной активности, способствующих стабильному экономическому развитию области.
В этих целях будет проводиться активная работа по созданию благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности, легализации бизнеса самозанятых граждан и для отдельных категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке.
Доходы областного бюджета на 2025 год предлагаются к первому чтению в общей сумме 341 296,4 млн рублей. На 2026 год планируется 339 069,4 млн рублей, на 2027 год – 323 119,8 млн рублей. Снижение доходных источников в 2025–2027 годах в 1 чтении объясняется особенностями планирования безвозмездных поступлений из федерального бюджета, большая часть которых будет уточнена ко 2 чтению.
Собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета прогнозируются в 2025 году в объеме 287 949,6 млн рублей, в 2026 году – 302 843,2 млн рублей с ростом на 5 % от 2025 года, в 2027 году в объеме 323 119,8 млн рублей с ростом на 6,7 % от 2026 года. В общем объеме собственных доходов наибольший удельный вес занимают:
налог на доходы физических лиц – 34,8 % (100 157,4 млн рублей);
налог на прибыль организаций – 34,7 % (99 809,6 млн рублей);
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, – 11,3 % (32 661,5 млн рублей);
налоги на совокупный доход – 11,2 % (32 369,4 млн рублей);
налоги на имущество – 6,7 % (19 182,0 млн рублей).
Безвозмездные поступления предлагаются к 1 чтению в объемах, утвержденных на плановый период 2025–2026 годов Областным законом от 14 декабря 2024 года № 58-ЗС «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». В соответствии с проектом федерального бюджета на 2025–2027 годы безвозмездные поступления областного бюджета будут уточнены ко 2 чтению.
Общий уровень и структура расходов областного бюджета определены исходя из приоритетных направлений развития Ростовской области и повышения уровня жизни граждан.
Расходы областного бюджета на 2025 год запланированы в объеме 332 555,4 млн рублей с увеличением к 1 чтению 2024 года на 10,8 %. Заявленные главными распорядителями бюджетных средств расходы учтены с ростом к объемам проекта бюджета на 2024 год к 1 чтению на 18,0 %. Ко 2 чтению проекта бюджета объем бюджетных ассигнований увеличится за счет распределения средств из федерального бюджета, в том числе на реализацию новых национальных проектов.
Показатели расходов областного бюджета на 2025–2027 годы сформированы с учетом следующих особенностей.
Создание резерва в объеме 15,5 млрд рублей направлено на обеспечение приоритетных и непредвиденных расходов областного бюджета, включая средства на осуществление в полном объеме выплат по оплате труда с начислениями, взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, обеспечение мероприятий, связанных с проведением специальной военной операции.
Уточнены расходы в связи с изменением численности (контингента) получателей государственных услуг, социальных выплат и пособий.
Проиндексированы социальные выплаты населению (публичные нормативные обязательства) и стипендиального фонда исходя из уровня инфляции согласно прогнозу социально-экономического развития Ростовской области на 2025–2027 годы с 1 января и с 1 сентября соответственно – на 4,0 % ежегодно.
На обеспечение устойчивого роста оплаты труда работников на следующую трехлетку будет направлен спектр мер.
Увеличены расходы на заработную плату отдельных низкооплачиваемых категорий работников в связи с её доведением до минимального размера оплаты труда с 1 января 2025 года – 22 440 рублей (в целях реализации Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», согласно которому соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливаются в размере не ниже 48 %, а также перечня поручений №Пр-616 Правительству Российской Федерации, предусматривающего рост минимального размера оплаты труда до 35 000 рублей к 2030 году).
Уточнены расходы на оплату труда для отдельных категорий работников, установленных Указами Президента Российской Федерации 2012 года, в связи с необходимостью сохранения соотношения средней заработной платы по этим категориям с показателем «среднемесячный доход от трудовой деятельности» по Ростовской области (в 2025 году – 48 944,2 рублей, в 2026 году – 52 370,3 рублей, в 2027 году – 55 826,7 рублей).
Ежегодное повышение оплаты труда категорий работников государственных учреждений Ростовской области и муниципальных учреждений, на которые не распространяется действие указов Президента Российской Федерации 2012 года, работников органов государственной власти Ростовской области и местного самоуправления предусмотрена индексация расходов на прогнозный уровень инфляции с 1 октября на 4,0 % ежегодно.
Инвестиционная составляющая бюджетной политики будет направлена на завершение работ по переходящим объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта государственной и муниципальной собственности с учетом разработки проектной документации и проектно-изыскательских работ, утвержденным в бюджетном цикле на 2024–2026 годы.
В целях повышения качества предоставления услуг в отраслях социальной сферы в рамках финансового обеспечения учреждений в условиях удорожания цен проиндексированы затраты на приобретение материальных запасов (питания, медикаментов, перевязочных средств, медицинских расходных материалов и изделий медицинского назначения, медицинского инструментария, мягкого инвентаря), на приобретение средств обучения и воспитания, исходя из уровня инфляции на 2025–2027 годы с 1 января на 4,0 % ежегодно.
В соответствии с Областным законом от 3 августа 2007 года № 743-ЗС «О бюджетном процессе в Ростовской области» проект областного бюджета составлен на основе государственных программ Ростовской области.
Всего на реализацию 23 государственных программ Ростовской области в 2025–2027 годах предусмотрено 827 505,1 млн рублей, из них в 2025 году – 303 839,0 млн рублей или 91,4 % от всех расходов областного бюджета.
Приоритетное место в бюджете занимают «социальные» государственные программы. На реализацию 10-ти государственных программ социальной направленности в проекте областного бюджета на 2025–2027 годы предусмотрено 637 207,1 млн рублей, из них в 2025 году – 224 271,5 млн рублей или 73,8 % от всех ассигнований на реализацию государственных программ Ростовской области.
В основном это государственные программы, направленные на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальную поддержку и социальное обслуживание населения области, поддержку молодежи, обеспечение жильем льготных категорий граждан и их семей.
Также государственные программы направлены на развитие агропромышленного комплекса, коммунальной и транспортной инфраструктуры, экономики региона, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение жильем отдельных категорий граждан и другие направления.
На реализацию национальных проектов на 2025–2027 годы предусмотрено 43 169,0 млн рублей, из них в 2025 году – 25 469,2 млн рублей или 35,8 % от всех ассигнований на реализацию расходов на проектную деятельность.
К наиболее бюджетоёмким проектам, на реализацию которых предусмотрено более 90 % общего объема расходов на все региональные проекты, относятся «Инфраструктура для жизни», «Продолжительная и активная жизнь» и «Семья».
Независимо от внешних вызовов и угроз, достижение национальных целей развития страны и социально-экономического развития региона остается ключевой задачей бюджетной политики, для решения которой в приоритетном порядке будут предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию региональных проектов.
В проекте областного бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования по разделам:
«Общегосударственные вопросы» – в 2025 году – 27 699,4 млн рублей, в 2026 году – 67 755,9 млн рублей и в 2027 году – 63 541,6 млн рублей;
«Национальная оборона» – в 2025 году – 167,8 млн рублей, в 2026 году – 160,9 млн рублей и в 2027 году – 21,9 млн рублей;
«Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – в 2025 году – 2 205,4 млн рублей, в 2026 году – 2 147,2 млн рублей и в 2027 году – 2 166,2 млн рублей;
«Национальная экономика» – в 2025 году – 47 183,0 млн рублей, в 2026 году – 40 479,8 млн рублей и в 2027 году – 32 998,7 млн рублей;
«Жилищно-коммунальное хозяйство» – в 2025 году – 16 904,0 млн рублей, в 2026 году – 5 411,7 млн рублей и в 2027 году – 2 986,0 млн рублей;
«Охрана окружающей среды» – в 2025 году – 448,8 млн рублей, в 2026 году – 464,9 млн рублей и в 2027 году – 455,3 млн рублей;
«Образование» – в 2025 году – 86 850,8 млн рублей, в 2026 году – 80 564,1 млн рублей и в 2027 году – 80 383,4 млн рублей;
«Культура, кинематография» – в 2025 году – 4395,3 млн рублей, в 2026 году – 3585,0 млн рублей и в 2027 году – 3 213,3 млн рублей;
«Здравоохранение» – в 2025 году – 36 026,6 млн рублей, в 2026 году – 28 132,3 млн рублей и в 2027 году – 24 972,4 млн рублей;
«Социальная политика» – в 2025 году – 83 492,9 млн рублей, в 2026 году – 84603,6 млн рублей и в 2027 году – 86 455,5 млн рублей;
«Физическая культура и спорт» – в 2025 году – 8 932,7 млн рублей, в 2026 году – 7 731,0 млн рублей и в 2027 году – 7 371,0 млн рублей;
«Средства массовой информации» – в 2025 году – 468,0 млн рублей, в 2026 году – 467,5 млн рублей и в 2027 году – 468,0 млн рублей;
«Обслуживание государственного (муниципального) долга» – в 2025 году – 1 572,5 млн рублей, в 2026 году – 873,1 млн рублей и в 2027 году – 805,5 млн рублей;
«Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» – в 2025 году – 16 208,3 млн рублей, в 2026 году – 13 416,1 млн рублей и в 2027 году – 13 952,7 млн рублей.
Межбюджетные отношения в Ростовской области ориентированы на стимулирование ускоренного экономического развития, содействие в обеспечении сбалансированности и устойчивости бюджетов муниципальных образований, а также создание прозрачной модели межбюджетных отношений на местном уровне.
Новацией в сфере межбюджетных отношениях 2025–2027 годов является передача муниципальным районам государственного полномочия по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений с обеспечением за счет субвенций из областного бюджета.
Это позволит реализовать полномочие по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района и комплексно решать вопросы местного значения муниципальных образований, входящих в состав муниципального района.
Общий объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам по 108 направлениям планируется на 2025 год в сумме 154 916,3 млн рублей. На 2026 и 2027 годы межбюджетные трансферты предусматриваются соответственно в объемах 126 783,8 млн рублей и 126 117,9 млн рублей.
В целях реализации Областного закона от 1 августа 2019 года № 178-ЗС «Об инициативном бюджетировании в Ростовской области» и привлечения жителей к активному участию в определении приоритетных проектов зарезервированы бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов на 2025–2027 годы по 500,0 млн рублей ежегодно.
Параметры бюджета по доходам и расходам, предлагаемые в законопроекте, с учетом необходимости наличия доходных источников для погашения бюджетных и банковских кредитов, сформированы с профицитом в 2025 году в объеме 8 741,0 млн рублей, в 2026 и 2027 годах в объеме 3 276,4 млн рублей и 3 328,4 млн рублей соответственно.
Привлечение кредитных источников в коммерческих банках не планируется.
В 2025 году запланировано привлечение инфраструктурного бюджетного кредита на строительство автомобильной дороги «Северный радиус» в составе Ростовского транспортного кольца в размере 727,6 млн рублей. Кроме того, в предстоящем бюджетном цикле Ростовская область рассчитывает на получение дополнительной поддержки в виде инфраструктурных бюджетных кредитов, которые будут учтены в областном бюджете после их распределения на федеральном уровне.
Для поддержания текущей ликвидности в течение года планируется использование таких инструментов, как управление остатками средств на едином счете областного бюджета, а также привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете областного бюджета, предоставляемых Управлением Федерального казначейства по Ростовской области.
Участники публичных слушаний РЕКОМЕНДОВАЛИ:
Законодательному Собранию Ростовской области рассмотреть проект областного закона «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» и принять в первом чтении.
Ответы на вопросы, поступившие в рабочую группу по подготовке публичных слушаний от жителей области и органов местного самоуправления по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»