В донском парламенте обсудили современные требования к профессии юриста
31.10.2024
На площадке Законодательного Собрания Ростовской области в режиме видео-конференц-связи состоялся семинар-совещание Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «Современные требования к профессии юриста». Мероприятие провела первый заместитель председателя Комитета, сенатор РФ от донского Законодательного Собрания Ирина Рукавишникова.
В обсуждении приняли участие представители федеральных органов государственной власти и министерств, Генеральной прокуратуры России, Роскомнадзора, аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, представители высших учебных заведений, а также Правительства региона.
С приветственным словом выступил заместитель Председателя Законодательного Собрания – председатель комитета по законодательству Александр КОСАЧЕВ. В обращении к участникам встречи он подчеркнул особую важность выбранной темы для вузов и юридического сообщества.
— Все мы хорошо знаем, что юрист — это не только профессия, но и призвание. И я сам полностью разделяю эту позицию. Ведь юристов можно сравнить с врачами — если медики спасают людей, то юристы зачастую вершат их судьбы. Это означает, что к профессиональной подготовке юристов должны предъявляться очень серьезные требования, основанные на тщательно проработанных стандартах образования, — заявил парламентарий.
Ирина Рукавишникова напомнила, что сейчас в России реализуется пилотный проект по изменению уровней профессионального образования. По условиям эксперимента шесть вузов в течение трех учебных лет опробуют новую трехступенчатую систему высшего образования на замену Болонской. Участниками проекта стали и юридические факультеты.
— Нам уже сейчас стало понятно, что произведенные более десяти лет назад глобальные преобразования российской высшей школы — переход на модель «бакалавриат-магистратура» — не только не способствовали повышению качества подготовки профессиональных юристов, но и привели к разрушению фундаментального образования, — отметила сенатор.
В ходе семинара были рассмотрены предложения по совершенствованию федеральных государственных стандартов высшего образования и образовательных программ подготовки юристов, а также обсуждена разработка профессиональных стандартов юридического профиля. В фокусе внимания оказались такие аспекты юридического образования, как нормативный срок обучения студентов и содержание вузовских программ.
— Учебные планы базового юридического образования должны быть сбалансированы с точки зрения глубокой теоретической составляющей и возможностей приобретения будущими юристами практических навыков современной юриспруденции — в том числе, с учетом цифровизации всех сфер общественных отношений, — выразила мнение Ирина Рукавишникова.
Озабоченность участников семинара также вызвала популярная вузовская практика создания слишком большого числа программ подготовки юристов.
— Мы все чаще наблюдаем, что в целях повышения привлекательности юридического образования в вузах появляются программы с броскими названиями и неявными по сути содержания наименованиями. Так, в названиях образовательных программ некоторых юридических факультетов возник симбиоз права и прочих областей образования — и это очень тревожная тенденция. Во многом, это обманывает ожидания абитуриентов, поступающих на такие направления, потому что юриспруденция не может сочетаться ни с какой другой образовательной траекторией — по крайней мере, одновременно. Очень важно при этом честно информировать абитуриентов, что с таким образованием они не смогут в будущем занимать высоких должностей в юриспруденции, — сообщила Ирина Рукавишникова.
Другой проблемной темой, поднятой участниками дискуссии, стала излишняя специализированность магистерских программ для юристов.
— Это приводит к появлению выпускников с базовым бакалаврским образованием, причем не обязательно в сфере юриспруденции, и ограниченным набором полученных в магистратуре знаний в очень узкой специализированной сфере. Теоретически такие юристы могут быть востребованы на рынке труда, но я думаю, что в конечном счете они будут не удовлетворены своей подготовкой, — пояснила Ирина Рукавишникова.
Особое значение в ходе семинара было уделено формированию цифровых компетенций у обучающихся по юридическим специальностям и направлениям. Участники дискуссии пришли к выводу, что для успешной профессиональной реализации выпускникам профильных вузов нужно уметь пользоваться многочисленными правовыми интернет-системами и базами, а также обладать навыками по анализу полученных с их помощью данных.
Все высказанные инициативы были зафиксированы в качестве рекомендаций и будут направлены в Министерство науки и высшего образования России.
Ю.К. Поздняк, управление по информационной политике
Автор фото: Анатолий Карбинов