Светлана Мананкина: «Мы должны создать систему выявления и подготовки талантливых ребят-участников олимпиадного движения»
06.06.2024
В гимназии №45 города Ростова-на-Дону состоялся круглый стол на тему «Всероссийская олимпиада школьников: как в регионах выявляют и развивают таланты». Мероприятие организовал комитет Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и информационной политике. В нем приняли участие педагоги школ, ученики – призеры и победители олимпиад, их родители, депутаты, представители министерства образования региона.
Модератором обсуждения выступила заместитель Председателя донского парламента – председатель профильного комитета Светлана МАНАНКИНА.
По числу победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников в 2023 году Ростовская область заняла 13 место. Победу в заключительном этап олимпиады одержали 23 донских школьника. Результаты 2024 года практически не отличаются от прошлого года – 24 победителя и призера. Но если от абсолютных значений перейти к относительным и составить рейтинг регионов с учетом численности старшеклассников, то Ростовская область опустится ниже 40-го места.
По словам Светланы МАНАНКИНОЙ, чтобы улучшить показатели донского региона и привлечь как можно больше детей к олимпиадному движению, необходимо разработать целую систему подготовки олимпиадников, начиная с младшей школы.
– Ростовская область находится на этапе становления системы выявления одаренных детей и их подготовки для участия в «интеллектуальных» олимпиадах. Нам нужна сборная, куда должны войти не только профильные педагоги, но и психологи, которые помогут ребятам справиться со стрессом, юристы, которые будут защищать детей на апелляции. Все как в большом спорте. Наш сегодняшний диалог с педагогами, школьниками, их родителями, экспертами призван определить главные элементы такой системы, – отметила Светлана МАНАНКИНА.
Участники круглого стола озвучили проблемы, которые, по их мнению, сдерживают развитие олимпиадного движения в регионе и обозначили пути их решения.
Ребята – победители олимпиад считают, что школьники недостаточно информированы о целях проведения олимпиад и какие привилегии имеют победители и призеры ВсОШ. Осведомленность о так называемых «перечневых» олимпиадах еще ниже, хотя победа в них дает существенные льготы при поступлении в вузы.
– Многие ученики не мотивированы на участие в олимпиаде. Некоторые знают только о школьном этапе и не понимают, что их ждет дальше и для чего им это нужно. А ведь диплом призера или победителя заключительного этапа олимпиады дает право поступить в вуз по профилю олимпиады без вступительных испытаний, – высказался ученик школы №19 города Новочеркасска Григорий Софийский.
Педагогическое сообщество связывает одну из причин невысокого рейтинга Ростовской области на ВсОШ с кадровым дефицитом педагогов, которые погружены в олимпиадное движение и способны подготовить детей к участию в олимпиадах.
– Роль учителя – одна из самых ключевых в этом вопросе. Только школьный преподаватель может вовремя заметить предрасположенность ребенка к какому-либо предмету, пригласить его заниматься дополнительно и дать возможность принять участие в школьных, муниципальных олимпиадах, чтобы потом наметить путь развития, – считает учитель русского языка и литературы гимназии №36 Инна Бородина.
Родители сошлись во мнении, что для талантливых школьников необходимо создавать индивидуальную программу обучения на период подготовки и участия в заключительном этапе олимпиады, а также – тренерский штаб педагогов-наставников, которые будут системно готовить к участию в олимпиадах одаренных ребят из всех муниципалитетов области.
– В муниципальных школах, как правило, отсутствует система работы с одаренными детьми. Если школа не прикладывает усилий для развития одаренного ребенка, то есть смысл переводиться в профильное учреждение, чтобы учиться среди более сильных детей и получать необходимые для олимпиад знания. Сейчас в регионе нет тренерского штаба, который бы на постоянной основе проводил семинары, учебно-тренировочные сборы, дистанционные занятия, практикумы, – отмечает мама олимпиадницы Тамара Ремета.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что в Ростовской области необходимо создать единый тренировочный центр для олимпиадников. Также должна быть сформирована сборная региона с привлечением как можно больше одаренных детей и грамотных специалистов.
– Сегодня многие говорили об отсутствии материальной мотивации для победителей олимпиад и их педагогов-наставников, однако это не совсем так. В регионах очень разный уровень поощрения. Ростовская область вышла на уровень поощрения наставников, превышающий среднероссийский показатель. С 2024 года премия Губернатора педагогам, подготовившим призеров и победителей ВсОШ, составляет 100 тысяч рублей, а детям – 18 тысяч рублей, – отметила Светлана Мананкина.
В завершении первый заместитель министра общего и профессионального образования Ростовской области Сергей Анищенко поблагодарил участников круглого стола за озвученные идеи и выразил готовность уже в ближайшее время совместно с профильными образовательными учреждениями - региональным центром выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» и специализированным учебно-научным центром ЮФО выработать конкретные шаги в сторону той системы, которая сделает олимпиадный мир открытым для всех одаренных детей Ростовской области.
И подчеркнул, что именно подобные «живые» встречи позволяют оценить проблему с разных сторон и наметить пути ее скорейшего решения.