18.11.2008
Сегодня Госдума приняла во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Как рассказал Председатель Комитета по делам Федерации и региональной политике В.В Усачев, речь идет о той части закона № 184-ФЗ, которая касается деятельности депутатов в законодательных (представительных) органах госвласти субъектов. А именно: согласно действующим нормам, депутат, избранный в составе списка кандидатов, может быть членом только той политической партии, по списку которой он был избран. Кроме того, депутат, избранный по списку партии, в случае выхода по своему заявлению из депутатского объединения или фракции этой партии, лишается депутатского мандата.
Иными словами ныне действующий закон обязывает депутата, входящего в депутатское объединение, нести на себе именно те основные политические обязательства, которые взял на себя ранее. То есть быть последовательным в своем политическом выборе.
Таким образом, законом были остановлены и предотвращены на будущее шараханья по конъюнктурным соображениям.
Практика показала, считает В.В. Усачев, что это способствовало упорядочению системы политических партий, отвечало объективной тенденции унификации правил политического процесса в российских регионах. Более того, закон стал благоприятной юридической платформой для развития партий. Соответственно, это дало импульс развитию таких важных для общественно – политической жизни страны факторов как партизация, выстраивание вертикали власти, формирование органов госвласти на местах, разделение полномочий и т.д.
Однако со временем в правоприменительной практике возникла проблема неоднозначного толкования отдельных норм закона. Например, что делать, если партия, представленная в законодательном органе, прекратила свое существование? А если по настоянию большинства своих членов она преобразована в общественное движение? Как в данной ситуации поступать депутатам и какие новые отношения должны быть оформлены между ними и органом законодательной власти? Такие депутаты становятся как бы «бесхозными», «ничейными», на деле не представляющими чьи-либо общественные интересы. Примкнуть к какой-то другой партии они не могут под угрозой (согласно закону) досрочного прекращения полномочий. В некоторых региональных парламентах до сих пор заседают фракции несуществующих политических организаций. В качестве примера можно, наверное, говорить о фракциях отживших свое партий: Партия жизни, Партия пенсионеров, «Родина», «Союз правых сил», ДПР, «Гражданская сила» и прочие. Такие вот как бы «фантомы».
Для исправления возникших коллизий в новый законопроект поправками депутатов Усачева В.В., Москальца А.П., Семенова П.В. внесены изменения. Теперь установлено, что в случае прекращения деятельности политической партии прекращается деятельность и ее фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта, а также членство депутатов в этой фракции.
Кроме того, внесены уточнения, касающиеся депутатов, избранных в составе списка кандидатов политической партии, в дальнейшем прекратившей свою деятельность. Теперь депутаты могут входить во фракцию или депутатское объединение при условии, что они остались беспартийными. В случае их вступления в партию, не представленную в законодательном собрании субъекта, они могут входить только в депутатское объединение.
В случае вступления депутата в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном органе субъекта Федерации, он должен входить в данную фракцию и не в праве будет выйти из нее.
Готовый к последнему чтению в Госдуме закон расширяет демократические рамки гражданского волеизъявления в регионах. Он побуждает политические силы к объединению и укрупнению, а это для демократии, которая выстраивается в нашей стране, весьма положительное явление, заключил Усачев.
О.М. Семенеева